Легенды Зауралья

Народные легенды рождались в глубокой древности, когда люди не умели читать. В них отражается духовная культура народа на протяжении длительного времени.

Легенда о Царевом Кургане

 Легенда о Царевом Кургане, которой обязана названием столица Зауралья, возникла очень давно, очевидно до того, как началось завоевание Сибири.

В книге «Тобольская губерния накануне 300-летия годовщины завоевания Сибири» изданной в 1881 г. говорится: «Около 1663 г. русскими, водворившимися уже прочным хозяйством в Сибири, основана была на отдаленном юге слобода Царево Городище, получившая название свое от стоявшего здесь в древности татарского Царева Городища. На расстоянии около версты к юго-западу от этого последнего находится и поныне земляная насыпь, известная у местных обывателей под названием Царева Кургана. Этот памятник сибирской древности имеет основание в окружности около 80 и высоту около 7 саженей. С уступов аршин на 8 его окружают вал и ров, из которых первый в конце прошлого столетия был вышиной около полтары саженей».

И далее в книге рассказывается легенда об этом Кургане.

… Давным-давно, говорится в ней, когда наш край заселяли полудикие племена, жил на месте нынешнего Кургана некий татарский хан Кадыр, потомок знаменитых мурз Золотой Орды. Его юрта стояла на крутом берегу Тобола, у живописного Алгинского яра. У хана была дочь неописуемой красоты. Он очень любил ее. Но судьбе было угодно оборвать жизнь юной красавицы. Она умерла. Убитый горем отец решил похоронить ее на самом красивом месте в Алгинском урочище. Он согнал сюда своих слуг и приказал им горстями насыпать землю на могилу дочери. Вырос высокий холм. Вместе с покойницей в нем было зарыто большое количество золота, серебра и разного добра, которым владела при жизни дочь хана.

Так возник Царев Курган. Он считался священным местом у кочевников. В течение многих веков они обходили его стороной, стараясь не нарушить сон, спящей красавицы. Вскоре о Царевом Кургане прослышали русские землепроходцы, т.к. стали ходить слухи, что в нем зарыт клад. На поиски этого клада отправилась ватага смельчаков. Им на каждом шагу грозила опасность от кочевых народов. Но они рискуя жизнью и свободой, пробирались все дальше в степь, пока не достигли знаменитого кургана. И когда они были уже у цели и начали разрывать Курган, на них неожиданно напали киргизские наездники — одних убили, других увели в плен. Через некоторое время образовалась новая артель кладоискателей. Их постигла та же учесть и третью и четвертую уничтожили кочевники. Многие русские удальцы погибли на половине дороги, не добравшись до священного места.

…Была летняя чудесная ночь, когда очередная партия кладоискателей подкралась к священному Кургану. Кругом стояла такая тишина, что слышно, как комар, пролетая, хлопает крыльями. Ни одна травинка не шелохнется. Кетмень врезался в твердую землю. Раздались глухие удары. Они нарушили тишину, потревожив сон степной красавицы. Загремел гром. Яркий свет озарил грабителей. Вокруг них разлетались огненные стрелы, и из глубины Кургана выехала золотая колесница, запряженная двумя белыми лошадьми. В колеснице сидела ханская дочь в богатом татарском наряде. Волосы ее были распущены. Головной убор украшали драгоценные камни. На руках светились бриллианты. Рассыпая изумрудные искры, колесница быстро унеслась на запад и вместе с девицей — красавицей утонула в водах Чухломского озера.

Кладоискатели продолжали поиски. Но золота в Царевом Кургане так и не нашли — они исчезли вместе с ханской дочерью…

В конце 18 века Царев Курган стал местом народного гуляния, в так называемый Троицын день. Сюда стекалось множество людей из города и близлежащих деревень и, по заветному обычаю, гуляли до глубокой ночи: водили хороводы, боролись, устраивали разные игры. Казалось бы, люди забыли, что под ногами у них лежит золотой клад… Летом 1959 и 1960 г.г. Южно-Уральской археологической экспедицией и курганским краеведческим музеем проводились раскопки знаменитого Царева Кургана. Раскопки показали, что Царев Курган был действительно могилой какого-то могущественного скифо-сарматского племени. Она сооружена примерно 2 с лишним тысячи лет назад, т.е. до н.э. Среди вещей, найденных в ней, были бронзовые наконечники, бусы, кинжалы, топоры, шилья, браслеты, обломки глиняной посуды, кости человека и домашних животных. В настоящее время эти вещи хранятся в Курганском краеведческом музее.

 

Озеро Медвежье (Петуховский район)

 Есть несколько легенд о названии озера Медвежье. Одна из них повествует о старом, хромом и израненном медведе, который был видимо, очень несчастен и решил покончить счёты с жизнью. Однажды он вышел из дремучего леса на берег, залез в воду. Но, как ни старался мишка с головой окунуться в стихию, соленый раствор выталкивал грузное тело на поверхность. Три дня опечаленный зверь тщетно пытался погрузиться на дно. Наконец, он покинул озеро, и странное дело: хромоту как рукой сняло. Один из охотников, свидетель этого чудесного исцеления, рассказал об этом другим.

Скоморошины
«ТАМ ЧУДЕСА, ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ…»
(мифы и легенды зауральских лесов)

Воистину, всякие чудеса случаются на свете. Никто из нас не может предугадать, что может с ним приключиться, тем более, если забрёл человек в дикий лес. Страшно в лесу. Сурово глядят неприступные сосны. То там, то здесь слышатся странные шорохи. Кажется, порой, будто кто-то прячется за пеньком, высматривая зловещим взглядом… Брр!
Ходит легенда, будто в лесах курганских странные существа водятся. Вроде и на людей похожи, а кто ж их разберёт…
Шёл однажды грибник один по лесу. Никому не мешал, червивые синявки ковыряя. Вдруг откуда ни возьмись, является ему некто. По пояс раздетый, на животе — ложка деревянная висит, на ногах — ботинки страшные. Изумился грибник, да спрашивает:
— Ты кто?
И молвит существо голосом человечьим:
— Я — совесть здешних мест!
Испугался грибник, задрожал, аки лист осиновый. А существо и говорит ему:
— Вот ты лешему-то как, поклонился?
— Нет…
— Так поди поклонись!
Тут мужика такой страх взял, что он и лешему дары принёс, и клятвенно обещал в лесу отныне не гадить да не мусорить. Уходил из леса с чувством глубокого просветления…
А в другой раз, говорят, тоже видали в лесу существо странное. Вроде и похож, а кто знает… Явилось то существо перед грибниками и молвило голосом человечьим:
— Люди добрые, вы туда не ходите!
И рукой машет вправо. А в той стороне, говорят, место чудное есть. Стоят там столбы отёсанные, на столбах на тех знаки странные и лики чьи-то вырезаны. И всякого, туда забредшего, такая оторопь берёт, что бежит он оттуда сломя голову. А по ночам там такие крики слышны, что всё живое в ужасе хоронится…
Но грибники любопытные попались, вопрошали:
— А что там?
И отвечало им существо голосом грозным:
— Не вашего ума дело!
И исчезло неведомо куда. И ушли грибники в глубокой растерянности, и отбило у них охоту в те места забредать…
А люди вещие говорили, что уж больно то существо напоминало общинника Милояра.

Легенды собирал Светлояр,
жрец-хранитель общины «Родолюбие»

Источник http://plamyasvargi.narod.ru/html/skomoroh/legends.htm

Озеро Акулинкино (Притобольный район)
Жила давным-давно, может быть 200, а может быть и больше лет тому назад, в Утятке девица Акулина. Собой была пригожа, нрава доброго да угодливого. Взял её в жёны богатый жених. Жить бы да радоваться, да вот беда — невзлюбила свекровь сноху за бедность. Ступит Акулина — всё не так, сварит суп — свекровь ложку бросает. Учи жену — наказывает сыну. Часто попадало от мужа Акулине, и знал он, что не дело мучить жену, да только перечить матери не смел. Всё терпела кроткая Акулина. Но однажды её терпению пришёл конец. Вышла она росистым летним утром на берег любимого озера, взглянула в последний раз на ясное солнышко, на зелёный, облитый утренним багрянцем бор, на обсыпанный полевыми цветами луг, на дальний берёзовый лес, да и бросилась в озеро, утопила в нём своё неизбывное горе. И стала в нём вода чистая, прозрачная, как горючие Акулинкины слёзы. С той поры и зовётся оно Акулинкино озеро.
Источник http://ctcentr.ru/index.php?catid=3&id=24:zaurall..

Шадринск. 

Долгое время в Шадринске рассказывали о Божьем суде над купцом Вагиным. Он застал жену со своим же бывшим управляющим и убил изменщицу, нанеся ей множество ранений (по разным данным – до 27). Учтите, это XIX век, когда муж действительно имел право убить неверную су-пругу. Суд оправдал Вагина. Он испытывал муки совести и пережить свое преступление не смог. Когда случился большой пожар в Шадринске, Вагин задохнулся в дыму – его настигла Божья кара. А после пожара якобы нашли шкатулку с завещанием – убийца отписал дом сестре убитой жены. С точки зрения православного человека, который не мог принять оправдание убийства, справедливость восторжествовала. Факт убийства использовал Мамин-Сибиряк, написав рассказ «Зверство», чуть изменив фамилию, некоторые обстоятельства, но история вполне узнаваема.

Исследованием этой легенды занималась Елена Беспокойная, научный сотрудник шадринского музея. Оказалось, что в страшном шадринском пожаре Вагин действительно погиб, но не убийца, а его отец. Сам же виновник остался жив. Как зафиксировано в исповедных книгах, он продолжал ходить к причастию в последующие годы вместе с детьми. А сестра жены купила дом с торгов, проходивших в Екатеринбурге. Замысел писателя понятен – показать зверство царивших нравов. Людям хочется верить в справедливость и высшее наказание, но не все наши легенды соответствуют действительности. А история поучительная, и шадринцы рассказываем ее экскурсантам.

Источник: сайт ИД «Новый мир»

Катайский район. Серебряный крыжовник

Говорят, жил в Улугушах купец второй гильдии Афанасий Михайлович Зырянов. Его денежный оборот от хозяйственно-скобяной и мануфактурно-галантерейной лавок в год составлял до 54 тысяч рублей. Кроме того, ему принадлежали 15 десятин пашни. Описывали его как невзрачного мужичка невысокого роста, щуплого телосложения, с редкими усами и бородой, волосами, подстриженными под горшок, вечно одетого в сермягу, кежовые штаны, почти всегда закатанные до колен. Ходил он с ранней весны до поздней осени босиком, а в жару носил поярковую шляпу деревенского изготовления. Незнающий человек легко мог принять его за бедняка. При этом купец держал в руках половину села.

В годы гражданской войны, чтобы сохранить нажитое, примкнул к «белым» и летом 1919 года вместе с ними ушел из Улугуш. В 30-х годах жившие в его старом купеческом доме люди неожиданно обнаружили припрятанные бывшим владельцем на «черный день» «клады» медных и серебряных монет в банках из-под конфет, а в огороде под кустами крыжовника откопали две корчаги с серебром.

Источник: iznamy.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *