Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря
Автор заявки: Ольга Зеленина
Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря
К истории Свято-Введенского женского монастыря в Верх-Тече обращают взор многие местные краеведы: у нашего самого именитого катайского летописца В.И. Антропова есть очерк «Женский монастырь в Верх-Тече», далматовский краевед М.З.Теляков напечатал интереснейшую обширную статью о самой знаменитой затворнице монастыря княжне Параскеве Юсуповой, а шадринский — И.М. Гаев — выпустил книгу «Свято-Введенский женский монастырь: прошлое и настоящее». И казалось, уже не должно остаться «белых пятен» в истории этой святыни. Однако… В данном случае это касается истории (вернее — названия!) ныне существующего храма. Даже на официальном сайте Курганской и Шадринской Епархии ныне существующий храм назван Свято-Троицким. История же его довольно интересна и познавательна… Когда подвижница Ксения Зырянова возобновляла в середине 19 века женскую обитель, то под храм приспособили часовню, построенную (на месте упразднённой прикладбищенской деревянной церкви) в 1830 году крестьянином Михаилом Терентьевым Горшковым, пристроив к ней алтарь и крыльцо, а потом и колокольню. Освещён он был в 1849 году как церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и до 1861года был приписным к приходской Иоанно-Предтеченской церкви — той, что величаво стояла до 60-х гг. 20 века в центре села Верх-Течи (авт.) В 1861году была утверждена женская община с надеждой, что «община сия может иметь весьма благотворное нравственное влияние на поселян того края», а в 1868 году 9 ноября община возведена на степень третьеклассного женского монастыря, и назван он Свято-Троицким — в честь храма. В 1862г назначен в него священник (до этого времени Богослужения отправлялись причтом приходского храма). Постепенно к церкви пристроили ещё приделы, ризницу и паперть, и стала она 3-х престольной — в честь иконы Божьей Матери Владимирской (осв. 1861г), во имя Св. Великомученицы Екатерины (1883г)… Была в обители и домовая церковь во имя преподобного Сергея, Радонежского Чудотворца. Но с увеличением количества сестёр в храмах стало тесно. И вот что записано в «Летописи ..»: «Настала необходимость в постройке более обширного храма. Бог послал и жертвователя в лице Екатеринбургского купца Фёдора Филипповича Соловьёва, уделившего на постройку храма 10 000 рублей. Ф.Ф. Соловьёв в Верх-Теченском монастыре не бывал, хотя знал о его существовании и был знаком с игуменьей Евсевией. Мысль пожертвовать на постройку храма именно в Верх-Теченский монастырь внушила Соловьёву крестница его, послушница этого монастыря Елена Николаевна Гладышева, родом из Сысертского завода. 23 июня 1893 года, по благословению преосвященнейшегоАфонасия, было заложение нового храма, а 25 сентября 1899 года, по благословению преосвященнейшего Христофора, Епископа Екатеринбурского и Ирбитского, совершено освящение его во имя Святителя и Чудотворца Николая. Кроме пожертвований 10 000 рублей, средствами для постройки храма служили доброхотные пожертвования, сбираемые по книжкам, выдаваемым Епархиальным начальством. В Николаевском храме иконостас четырёхярусный, покрыт алюминием, резьба и колонны золочёные; в двух нижних ярусах иконы старинной живописи, а в двух верхних – новейшей. Иконостас в Николаевском храме устроен на средства Матроны Ульяновны Соловьёвой, жены покойного Фёдора Филипповича Соловьёва, умершего 3 июня (июля-?) 1893 года, за исключением икон в двух верхних ярусах, писанных на средства монастыря»(4). В «Отчёте о состоянии … монастыря… за 1916 год» настоятельница Емилия пишет: «Богослужение совершается всё время года в Николаевской церкви, в которой свободно вмещаются все сёстры и посторонний народ. Причт состоит из двух штатных священников, дьяконов нет. Божественная литургия совершается почти каждый день. В воскресенье и праздничные дни поют два хора певчих из сестёр, а в будние дни — один». В это год в монастыре числилось 415 монахинь и послушниц.
По историческим источникам монастырь был закрыт в 1920 году. Монастырь, но не храмы. И пусть небольшая, но это тоже история. Уже весной 1921 года в них стали проходить Богослужения для прихожан – жителей д. Казанцевой (их было более 2000 тысяч), которые ранее для исполнения своих треб ходили в сельскую Иоанно-Предтеченскую церковь мимо этой обители. Но 11 июня 1922г. в Верх-Течу прибыл начальник города Каменска и своим приказом «безо всякой с нашей стороны причины» закрыл Никольский и Свято-Троицкий храмы. Начались ходатайства казанцевских крестьян… Губисполком разрешает. Но на территории монастыря уже действует коммуна и Шадринское Научное Хранилище в январе 1923 года предъявляет совершенно невыполнимые для общины условия, а именно: выгородка церквей от коммунального хозяйства в недельный срок (в зимнее время) и той же весной капитальный ремонт старой Свято-Троицкой церкви… Летом 1923г. уже во всех селениях проходят собрания прихожан и принимаются решения о создании юридических религиозных общин. Казанцевский церковно-приходской совет возбуждает ходатайство в Екатеринбургский губисполком с просьбой передать им в приход уже только новый Никольский храм со всем движимым церковным имуществом. Ходатайство прихожан затерялось среди последующих административно-территориальных преобразований. И 3 февраля 1926 года Президиум Шадринского окрисполкома принимает постановление: « Принимая во внимание, что церкви бывших Верхтеченского и Каменского монастырей практически закрыты с 1923 года и одна из них лишена церковного оборудования, что по настоящее время заявлений от группы верующих о желании взять церкви в аренду не поступило – считать церкви б. Верхтеченского и Каменского монастырей закрытыми». С 1995 года на месте старинного монастыря возобновилась жизнь.
Автор текста: О.Н. Бородулина, краевед, библиотекарь с. Лобаново, Катайского района
да мне очень нравится этот женский Введенский монастырь.