Далматовский монастырь

Автор заявки: Раиса Новосёлова

7.IMG_7820Новиков Дима  купола Скорб церкви_м

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Над исетской привольной волной

Город мой ты растёшь и цветёшь,

Над Исетской привольной  водой

                      Ты ладьёй над Исетью плывёшь. (Т. Лепихина)

В старинном  зауральском  городе Далматово  находится уникальный памятник архитектуры 18 века,единственный в своём роде комплекс на всём Среднем и Южном Урале. Это комплекс  действующего Свято-Успенского  мужского  монастыря — памятник федерального значения, который был  основан в 1644 году монахом Далматом,   в  миру Дмитрием Ивановичем  Мокринским (1594-1697).

Первое русское поселение в зауральском крае, созданное  на землях татарского мурзы Илигея, называлось  в то время,  как Успенская Исетская пустынь в новой Сибири. Менялись времена менялось  название — Успенская Исетская пустынь, Исетский Успенский монастырь, Далматовский Успенский монастырь.

Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое  значение  в русской колонизации края.

Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.

С возникновением Далматовского монастыря, начинается христианизация края. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы.

Успенский монастырь был  не только  центром русского православия, но и  центром иконописи Зауралья.

Это ещё и  первая по времени возведения каменная обитель на Урале и  в Сибири, и крупнейший каменный ансамбль после Тобольского кремля.

В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.

Успенский собор — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала  и Сибири, первый на этих землях  2-этажный храм (не считая храмов с подклетами)  и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике.      Красоту и величие архитектурного  комплекса сохранили для потомков  цветные фотографии  известного  русского фотографа  С.М. Прокудина-Горского.

Сооружения крепости по-своему уникальны. Сотни крестьянских рук в течение полувека воздвигали кирпичную стену, копию стен Московского кремля. Строительство каменной крепости велось в лучших традициях русского зодчества, но не простого, по некоторым исследованиям  в кирпичных кладках церкви и крепостных сооружений удивительным образом тесно переплетены «каменное кружевное сольвычегодское барокко и не весть откуда взявшийся западно-украинский орнамент».

Сама крепость представляет неправильный шестиугольник площадью 4.5 гектара. С внутренней стороны в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придававшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал на защиту зубца и стрелял по неприятелю.

Не раз стены Успенского монастыря были молчаливыми свидетелями  крестьянских восстаний.  В 1762-1764 годах произошло восстание далматовских монастырских крестьян, названное историками «дубинщиной». В 1774 году стены крепости монастыря выдержали 20-тидневную осаду пугачевцев.

До сих пор живы легенды  и предания о  тайных узниках монастыря, о  лабиринте   подземных ходов.

Далматовский монастырь во многом был первым и  внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала.

Первая школа в Зауралье — цифирная школа,  появилась  при Далматовском монастыре. Спустя сто лет в стенах  Духовного училища  при монастыре обучались начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле  Архимандри́т Антони́н (в миру Андрей Иванович Капу́стин (1817—  1894 )  будущий полярный путешественник и писатель К.Д.Носилов (1858-1923), изобретатель радио А.С.Попов (1859-1906),зауральский краевед, писатель, археолог, этнограф, филолог и просветитель А.Н Зырянов.

К сожалению, судьба Далматовского монастыря характерна для Советской эпохи. До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. После революции  он  был закрыт,  с храмов снесены купола. В советское время  здесь располагались краеведческий музей,  Народный дом, колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.

 В 1945 г. на территории  был организован завод «Молмашстрой». При возведении заводских построек были уничтожены многие  строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности генерал- майора Д. А. Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР  1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.

Монастырь обрёл новую жизнь . 6 мая 1992 г. решением Священного  Синода Далматовский  монастырь был передан Русской Православной церкви. И снова зазвучал  призывный колокольный звон.  Купола  «церкви  Всех Скорбящих  Радосте»  засияли       золочёным светом. При монастыре начал работу  свой   музей.

На  недавно  завершившемся  мультимедийном  проекте-конкурсе «Россия 10» Далматовский монастырь  занял тридцатое место из799 природных и архитектурных достопримечательностей страны. Проект привлёк внимание широких кругов общества к  вопросам восстановления  Далматовского монастыря. Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням.

3 февраля 2013 года  Архиерейский Собор Русской  православной церкви причислил Далмата  к  лику святых. Туристы и паломники приезжают  поклониться святым мощам преподобного  Далмата .

Приезжающие в наш город  туристы могут  разместиться  в городской  гостинице. Кроме того, при  монастыре есть гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

В  2014 году наш край будет отмечать несколько юбилейных дат. Это 420- летие со дня рождения Далмата,  370-летие   Далматовского Свято-Успенского  монастыря  и  города Далматово. Приезжайте  в наш древней  и  юный город. Тот, кто открыл для себя зауральскую святыню, возвращается сюда вновь и вновь. 

Список использованной литературы и источников.

1. Матвеева, З.И. Далматово. 1644-2009 / З.И. Матвеева, М.З.Теляков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2009.-67с.

2.Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.1 (1644-1924) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева. – Курган, 2002.-320с.

3. Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.2 (1924-2004) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева [и др.]. – Курган, 2004.-459 с.

4. Матвеева, З. И. Исторические памятники города Далматово /З.И. Матвеева.- Далматово ,1987 г.-25с.

 5. Над Успенским угором. Книга о городе Далматово / Т.Н. Лепихина, М.З. Теляков. – Екатеринбург, «Издательство Баско». 2004. – 192.: ил.

6.интернетресурсы,

Читайте также:

комментария 3

  1. Оксана:

    мне очень нравится наш монастырь, как архитектурный памятник истории.

    • татьяна:

      а можно ли там жить женщинам?

    • admin:

      Более точную и углубленную информацию можно получить в Курганском Епархиальном управлении Русской Православной церкви по телефону: 8 (3522) 42-18-18, E-mail: kurgan-eparhia@mail.ru