Далматовский монастырь
Автор заявки: Раиса Новосёлова
Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь
Над исетской привольной волной
Город мой ты растёшь и цветёшь,
Над Исетской привольной водой
Ты ладьёй над Исетью плывёшь. (Т. Лепихина)
В старинном зауральском городе Далматово находится уникальный памятник архитектуры 18 века,единственный в своём роде комплекс на всём Среднем и Южном Урале. Это комплекс действующего Свято-Успенского мужского монастыря — памятник федерального значения, который был основан в 1644 году монахом Далматом, в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским (1594-1697).
Первое русское поселение в зауральском крае, созданное на землях татарского мурзы Илигея, называлось в то время, как Успенская Исетская пустынь в новой Сибири. Менялись времена менялось название — Успенская Исетская пустынь, Исетский Успенский монастырь, Далматовский Успенский монастырь.
Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое значение в русской колонизации края.
Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.
С возникновением Далматовского монастыря, начинается христианизация края. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы.
Успенский монастырь был не только центром русского православия, но и центром иконописи Зауралья.
Это ещё и первая по времени возведения каменная обитель на Урале и в Сибири, и крупнейший каменный ансамбль после Тобольского кремля.
В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.
Успенский собор — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике. Красоту и величие архитектурного комплекса сохранили для потомков цветные фотографии известного русского фотографа С.М. Прокудина-Горского.
Сооружения крепости по-своему уникальны. Сотни крестьянских рук в течение полувека воздвигали кирпичную стену, копию стен Московского кремля. Строительство каменной крепости велось в лучших традициях русского зодчества, но не простого, по некоторым исследованиям в кирпичных кладках церкви и крепостных сооружений удивительным образом тесно переплетены «каменное кружевное сольвычегодское барокко и не весть откуда взявшийся западно-украинский орнамент».
Сама крепость представляет неправильный шестиугольник площадью 4.5 гектара. С внутренней стороны в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придававшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал на защиту зубца и стрелял по неприятелю.
Не раз стены Успенского монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. В 1762-1764 годах произошло восстание далматовских монастырских крестьян, названное историками «дубинщиной». В 1774 году стены крепости монастыря выдержали 20-тидневную осаду пугачевцев.
До сих пор живы легенды и предания о тайных узниках монастыря, о лабиринте подземных ходов.
Далматовский монастырь во многом был первым и внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала.
Первая школа в Зауралье — цифирная школа, появилась при Далматовском монастыре. Спустя сто лет в стенах Духовного училища при монастыре обучались начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле Архимандри́т Антони́н (в миру Андрей Иванович Капу́стин (1817— 1894 ) будущий полярный путешественник и писатель К.Д.Носилов (1858-1923), изобретатель радио А.С.Попов (1859-1906),зауральский краевед, писатель, археолог, этнограф, филолог и просветитель А.Н Зырянов.
К сожалению, судьба Далматовского монастыря характерна для Советской эпохи. До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. После революции он был закрыт, с храмов снесены купола. В советское время здесь располагались краеведческий музей, Народный дом, колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.
В 1945 г. на территории был организован завод «Молмашстрой». При возведении заводских построек были уничтожены многие строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности генерал- майора Д. А. Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.
Монастырь обрёл новую жизнь . 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Далматовский монастырь был передан Русской Православной церкви. И снова зазвучал призывный колокольный звон. Купола «церкви Всех Скорбящих Радосте» засияли золочёным светом. При монастыре начал работу свой музей.
На недавно завершившемся мультимедийном проекте-конкурсе «Россия 10» Далматовский монастырь занял тридцатое место из799 природных и архитектурных достопримечательностей страны. Проект привлёк внимание широких кругов общества к вопросам восстановления Далматовского монастыря. Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням.
3 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил Далмата к лику святых. Туристы и паломники приезжают поклониться святым мощам преподобного Далмата .
Приезжающие в наш город туристы могут разместиться в городской гостинице. Кроме того, при монастыре есть гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.
В 2014 году наш край будет отмечать несколько юбилейных дат. Это 420- летие со дня рождения Далмата, 370-летие Далматовского Свято-Успенского монастыря и города Далматово. Приезжайте в наш древней и юный город. Тот, кто открыл для себя зауральскую святыню, возвращается сюда вновь и вновь.
Список использованной литературы и источников.
1. Матвеева, З.И. Далматово. 1644-2009 / З.И. Матвеева, М.З.Теляков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2009.-67с.
2.Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.1 (1644-1924) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева. – Курган, 2002.-320с.
3. Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.2 (1924-2004) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева [и др.]. – Курган, 2004.-459 с.
4. Матвеева, З. И. Исторические памятники города Далматово /З.И. Матвеева.- Далматово ,1987 г.-25с.
5. Над Успенским угором. Книга о городе Далматово / Т.Н. Лепихина, М.З. Теляков. – Екатеринбург, «Издательство Баско». 2004. – 192.: ил.
6.интернетресурсы,
мне очень нравится наш монастырь, как архитектурный памятник истории.
а можно ли там жить женщинам?
Более точную и углубленную информацию можно получить в Курганском Епархиальном управлении Русской Православной церкви по телефону: 8 (3522) 42-18-18, E-mail: kurgan-eparhia@mail.ru