Мост через р. Исеть

Автор заявки: Ольга Зеленина (МУК «Катайский районный краеведческий музей»)

История строительства моста через р. Исеть

         В. Третьяков, председатель райисполкома (1965-1986гг.): «… В феврале 1967 года сессия Совета избрала меня председателем райисполкома. Во всем огромном объеме работы меня особенно беспокоила проблема строительства моста через реку Исеть.

     Как на грех, знаменитые в те годы юмористы Тарапунька со Штепселем по всесоюзному радио решили выяснить, какая река самая широкая в мире. Тарапунька утверждает, что это река Исеть у города Катайска. Штепсель спрашивает: «Почему?»  А в ответ: «А там уже больше  десяти  лет строят мост» На что Штепсель восклицает: «Так, может они его строят не поперек реки, а вдоль?»

      Действительно опоры для моста уже были, не было бетонных прогонов и прочего. Мне звонит начальник областного дорожного   управления и сообщает, что из-за отсутствия сверхпрочной проволоки для прогонов может быть приостановлено строительство. Проволока выпускалась Свердловским заводом, который запросил за нее 7 тонн листовой стали, мотор, рессоры и еще кое-что к «уазику».  Марк Маркович пообещал найти сталь и продать им, а остальное за мной. Причем решать нужно было оперативно, в считанные дни, чтобы не допустить срыва стройки. Я созвонился с А.Е. Снегиревым, начальником «Сельхозтехники», объяснил ситуацию. Рессоры и остальное он был готов продать хоть сейчас, а вот мотора в ближайший месяц не предвиделось, но Снегирев сказал, что он есть в райкоме КПСС. Я договорился с М.П. Дмитриевым, первым секретарем райкома, и через несколько дней мотор был доведен до кондиции. Свердловчане приехали, посмотрели, взяли. И проволока пошла, а значит, и строительство моста не прекратилось…»

       С 1955 года в городе функционировала строительная организация  СУ-5. Она имела прямое направление деятельности – строительство жилых домов, школ, строила мосты, дамбы. Хаземов А.А., начальник ремонтно – строительного управления  вспоминает:  «…В строительстве  моста через реку Исеть принимала участие  и мощная строительная организация Мостопоезд № 285.»

А вот что рассказал о строительстве моста через Исеть Михаил Яковлевич Лопатин: «Работы по строительству моста от начала и до конца вел «Мостостроительный поезд №285».  Первая очередь опор ставилась этой же организацией. Перед заливкой опор устанавливалась металлическая гидронепроницаемая опалубка из контура которой затем вычерпывались вода и грунт и заливался бетон. Но, по какой-то причине, опалубка оказалась недостаточно герметичной, и вода стала проникать в уже залитую форму, отчего бетон оказался недостаточно прочным. Поначалу неудавшиеся опоры хотели убрать: сверлили-долбили их, затем гидравлическими домкратами уронили одну, но на этом дело и встало. Наверное, посчитали слишком затратным удаление этих опор. Поэтому было принято решение строить новый мост чуть ниже по течению. В дополнение внутри формы под новые опоры были забиты ж/бетонные сваи. Пролеты моста изготавливались в Кургане. Длинна пролета составляет 33 метра.
А сейчас я хочу показать вам один дом, который стоит по улице Тарских. Если приглядеться, то легко можно увидеть что бревна эти, перед тем как лечь в стены дома, уже где-то использовались. Наверное уже кто-то догадался, в какую конструкцию могли быть встроены эти мощные бревна…

Всё верно, когда-то давно они были тем деревянным мостом, что связывал оба берега Исети. Перед тем как строить новый мост, старый, деревянный, был спилен. Из бревен был построен жилой дом на две половины и два служебных помещения в середине этого дома. В одной половине дома жил прораб стройки, во второй — рабочие. Две комнаты служили рабочим кабинетом и конторой. После завершения строительства моста дом был передан полностью под жилое здание на два хозяина.

      Деревянный мост, как мы теперь знаем, был довольно внушительным сооружением. Наверняка, при его демонтаже был срублен не один дом. В самом Катайске и его пригороде, возможно, ещё где-то стоят его «родственники». Ради интереса, те, кто живет в частном секторе, посмотрите зауголки своих домов, может быть и Ваш дом построен из тех же самых «мостовых» бревен. Мнений много, все разные и все, похоже, соответствуют тому, что было. Разговариваривая с ильинскими старожилами, они помнят, что деревянный мост, капитальный, действительно стоял выше нынешнего, как раз на месте, где решено было строить новый, ж/бетонный. Поэтому деревянный мост спилили (остались пеньки свай) и построили временный мост — ниже по течению, с выездом в город в проулок возле пункта приема грибов, если кто помнит, был такой там. Коль мост был временный, то и строили его «абы как», потому и сносило его каждый год в половодье, потому и курсировала там амфибия. Перевозили людей и на лодках, и даже на пароме, который был оборудован у старого магазинчика, в месте впадения реки Вощихи в Исеть.
Ещё небольшая деталь из истории наших мостов услышанная от катайского долгожителя,  водителя «Горкомхоза» Новожилова Л.И.:
«Мост через  реку Исеть начали строить собственными силами, строила УНР (была такая строительная организация, впоследствии переименованная в ПМК. Возглавлял её Г.И. Полыгалов)  Предполагалось что УНР зальют опоры моста, а пролеты, которые лягут на эти опоры, должны были изготовить в «Курганмостострое». Но впоследствии выяснилось, что по какой-то причине были не выдержаны необходимые межопорные расстояния. Стандартные пролеты моста оказались толи длиннее, толи короче, чем расстояния между стоящих уже опор. Поэтому решили они снести одну опору и переделать. Лежащая ныне опора не упала, она была именно уронена каким-то образом. Пока согласовывали с Курганским «Мостостроем» об изготовлении нестандартных пролетов, получив отказ, роняли одну из опор…, было принято решение полностью передать строительство моста через Исеть «Курганмостострой». Они и построили все заново. А опоры… опоры, как мы знаем, так и остались стоять и лежать в русле Исети.

Катайский район,  одним из самых удивительных уголков Курганской области. Здесь,  расположены известные в Зауралье геологические и природные объекты, археологические, исторические и архитектурные памятники. Ежедневно мы видим окружающую нас замечательную природу и гордимся тем, что живем среди такой красоты. Мы мечтали о том, чтобы с нашим районом и его достопримечательностями познакомились заинтересованные люди, и  вот наша мечта осуществляется.

    Посмотрите на карту Курганской области. В ее северо-западной части, там, где проходит граница с Челябинской и Свердловской областями, находится Катайский район. Он интересен своей древней и современной историей.

   Интерес любого путешественника вызовут удивительные памятники природы нашего края: Иванушкова гора, Марайский крестик, ключ в селе Верхнеключевском, Охонины брови, слияние Исети и Синары. С ними связаны легенды, передаваемые из поколения в поколение. Здесь находятся также коренные и россыпные месторождения агатов – полудрагоценных камней.   Россыпные синарские агаты по богатству окраски и разнообразию рисунков занимают первое место в России! При желании, туристам можно заняться поиском агатов, так как их часто вымывает река Синара.

   В Катайском районе более 30 археологических памятников —  в основном по руслам рек, где и селились наши предки. На территории междуречья обращают на себя внимание городища эпохи раннего железного века (VI – IV века до н. э.). Это Зыряновское, Никитинское, Усть-Синарское и Ипатовское городища. Все они доступны для посещения

Сам  Катайский острог  основан в 1655 году русскими воинами как  крепость для отражения набегов кочевников. Обосновали острог на берегу реки Исети, в устье р.Катайка, которая гидроним по названию башкирского племени кара — катайцев.

   Катайская слобода, выросшая вокруг крепостных укреплений,  ранее  была едина в своем территориальном устроении и независима от уральских заводчиков и потому называлась – слободой. Затем в начале девятнадцатого века произошло разделение на села Троицкое и  Катайское, а уже при советской власти поселения были объединены  и  получили статус города.

   Село Троицкое и село Катайское стояли рядом на левом берегу большой, но не судоходной реки Исети, впадающей в Тобол. С трех сторон хвойные леса. С севера села были защищены от ветров возвышенностью – Тукманской горой. Вдоль села Троицкого протекала река Катайка, которая делила его на две части.

     На территории Катайского района протекает 8 больших и малых рек, есть 12 озер, много болот. Второй по значимости реки района является река Синара, приток Исети. На берегу, западнее села Зырянка, имеется единственное в области обнажение скальных кристаллических пород, образованное глыбами кварцевого порфира, высотой до 20 метров, вертикально нависающими  над береговой линией (памятник природы — Иванов камень). По правому берегу Синары, вблизи села Никитинское  расположен еще один памятник природы – Охонины брови. Здесь интересна необычная форма рельефа. Она образована двумя смыкающимися изгибами («бровями») и  уступа коренного берега высотой до 15 метров. В месте смыкания береговой выступ («нос») вплотную подходит к руслу реки. Оба эти памятника являются популярными  местами отдыха. Район также  богат природными источниками питьевой воды — ключами.

 

Читайте также: