Паломнический туризм

Под религиозным туризмом понимают виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

— паломнический туризм;

— религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

 


панорамаПаломнический туризм
— это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество — стремление верующих людей поклониться святым местам.  Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности.

Святыни Зауралья:


06816_20140605_122015Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с.Чимеево.
Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери (XVII в.) принадлежит к спискам Казанской иконы. Рассказывают, что икона приплыла по реке. Это одно из традиционных явлений чудотворных икон. В 1943 году местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище. Все иконы и церковная утварь были заброшены в алтарь и только чудотворную икону не могли сдвинуть с места. Председатель совета ругался, пообещал утром разрубить икон

у топором. Ночью у него открылось кровотечение и через несколько дней он умер. Зерносклад находился в храме до 1947 года, от «горящего» зерна полностью сгнили просмоленные половые плахи, которые были толщиной более 10 сантиметров, а резной позолоченный иконостас остался почти без изменений. Рассказывают, что чимеевская икона Божьей Матери творит чудеса, и сейчас ни один человек не уходит от нее без благодатной помощи.

 

алабанскаяЧудотворная икона «Абалацкая» г. Куртамыш. История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от селения Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела икону Божией матери «Знамение» с изображенными по сторонам иконы Николая Чудотворца и Марии Египетской. Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637г. написал икону Божией Матери, названную Абалакской. По пожертвованиям верующих икону украсили драгоценным окладом. В дореволюционное время Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье. Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Известно, что у Абалакской иконы молились, каждый в свое время, старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерихс, Попеляев и другие. В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай.Сегодняшнее нахождения иконы – Австралия, пригород г. Сиднея Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП.Говорят, что сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937). В Курганской епархии Абалакская икона представлена так же очень широко. Но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов является Чудотворная икона Абалакской Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша, освященном в 1808г. Церковь во имя Петра и Павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом священника Вениамина (Комарова). Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. Но 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время. Куртамышская Абалакская икона всегда почиталась местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869. Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон.

 

николаяЧудотворная икона святителя Николая с. Утятское. Чудотворная икона Святителя Николая, явленная в 1749 году водами реки Тобол в районе села Утятское. Икона пребывала в сельском Богоявленском храме. Через некоторое время слава о Чудотворной прошла по многим градам и весям Сибири и Урала. К Чудотворной стекались многочисленные паломники, получая по молитвам исцеление души и тела. После революции, в богоборческие времена, благодаря молитвам и заботам добрых людей икона чудом сохранилась. Никакие беды и напасти не тронули лик святителя Николая. До недавнего времени Чудотворная пребывала в Архиерейском подворье в поселке Смолино. Начиная с 2001 года, икону проносили крестным ходом на ее родину – село Утятское. А в 2007 году – на зимнего Николу (19 декабря) – икона была торжественно возвращена в Богоявленский храм села Утятского, где ныне и пребывает. Многочисленные паломники, в том числе и участники Никольского крестного хода, приходят поклониться Чудотворной.


порт артурПорт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы».
Накануне Русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу— участнику обороны Севастополя, повелела написать Свой образ и срочно доставить его в крепость Порт-Артур, обещая покровительство русскому воинству. После этого в 1904 году матрос Феодор поехал в Киево-Печерскую лавру, где образ безвозмездно написал известный иконописец Павел Штронда. Но до Порт-Артура из-за начавшихся военных действий икона не доехала, а Россия вступила в полосу революционной смуты. После окончания Русско-японской войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы» находилась в Успенском кафедральном соборе Владивостока, но в 30-е годы прошлого века была утрачена. На данный момент в России известно только о четырех чудотворных, исторических списках Порт-Артурской иконы, выполненных до 1917 г. По Божиему Промыслу два из них находятся в распоряжении Курганской и Шадринской епархии. В Свято-Троицкой церкви поселка Мишкино более 100 лет сохраняется список Порт-Артурской иконы, написанный в Киеве, откуда в 1908 году он был доставлен в Мишкино к моменту освящения храма. В 1936 году Свято-Троицкая церковь была закрыта в связи. Но прихожанам образ удалось спасти. В 1948 году Мишкинский храм вновь был открыт и икона вернулась на свое место в Свято-Троицкой церкви, где поныне и пребывает. За прошедший ХХ век известно о многих случаях чудодейственной помощи мишкинской Порт-Артурской храмовой иконы. В храме «Всех скорбящих радость» Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря находится подробный, исторически-правильно выполненный список Порт-Артурской иконы Божией Матери, написанный в 1904 г. Данный образ был доставлен в храм монастыря неизвестными пожертвователями 8 марта 2004 года, ровно через 100 лет, после написания Порт-Артурской иконы в Киево-Печерской лавре. Как удалось выяснить, образ был обнаружен на чердаке, при сломе дома в селе Частоозерье, Курганской области.

 


боровскоеСвятой мученик Аркадий Гаряев c. Боровское.
Пресвитер Аркадий в 1905 году был рукоположен в сан диакона, а через два года — в сан иерея, и направлен служить в храме Петра и Павла села Петропавловское (ныне город Североуральск). Активная миссионерская деятельность молодого батюшки способствовала переводу в 1909 году отца Аркадия на должность священника Походной церкви. Походный штат был особенностью 5-го округа Верхотурского уезда, он помогал местному духовенству духовно окормлять разбросанное по рудникам и приискам население края. Отец Аркадий всей душой предался возложенному на него делу. Несмотря на суровые погодные условия, он посещал отдаленные поселения, чтобы совершить там таинства крещения, исповеди и причастия над людьми, годами остававшимися без духовного окормления. Последним местом служения священномученика Аркадия стал Свято-Никольский храм села Боровского Камышловского уезда (ныне Катайский район Курганской области). 1 июля 1918 года отец Аркадий совершал венчание, когда, в храм ворвалась банда красноармейцев. Они схватили священника и, обвинив его в контрреволюционной деятельности, повели в сторону Катайска. В ближайшем лесу бандиты жестоко расправились с батюшкой: по свидетельству местных жителей, он был поднят на штыки. Не позволив хоронить священника, тело его красноармейцы велели снести в паденник — место, куда сбрасывали падший скот. Некоторое время спустя четыре пожилые местные жительницы тайком извлекли его оттуда и перезахоронили. Отпевание и погребение было совершено после прихода Белой армии, 11 июля, — торжественно, в присутствии всего местного духовенства. Отец Аркадий был погребен в церковной ограде, в склепе за алтарем Свято-Никольского храма.  В 1986 году настоятель Свято-Никольского храма, ныне почивший о. Николай Покровский, благословил ископать колодец для слива остатков святой воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы, в воздухе, по свидетельствам очевидцев, разлилось обильное благоухание. Место вновь засыпали землей и поставили крест. Из рассказов местных жителей узнали имя почившего, а благодаря данным Зарубежной Церкви стала известна и дата его мученической кончины. В 2001 году священником Свято-Никольского храма отцом Александром Никулиным склеп был открыт для поклонения. В 2002 году Синод причислил священномученика Аркадия Гаряева к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. 10 июня после торжественной Литургии состоялся крестный ход к месту погребения святого. Под торжественное пение гроб был открыт. Мощи священномученика облачили в красные пасхальные ризы и переложили в новый гроб, после чего крестным ходом священники перенесли мощи в храм.

 

Монастыри:

 

борЖенский монастырь Похвалы Божией Матери. Расположен в пяти километрах от города Катайска в селе Боровское.  История монастыря ведет начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными усты и единым сердцем» славящей Господа. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь. В 2000 году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. Есть у Боровского монастыря небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских. 14-го июля, в день памяти священномученика Аркадия в монастыре совершается праздничная служба в честь него, а в течение всего года еженощно после полунощницы на месте его погребения сестрами поется тропарь и величание священномученику. В монастыре около сорока сестер.

 

веденскСвято-Введенский женский монастырью. Расположен в селе Верхняя Теча Катайского района Курганской области. Настоятельница его — монахиня Серафима (Альховская).

Изначально был основан как  Введенский девичий монастырь (при Успенском Далматове монастыре)в 1680 г. В 1742 г. Сгорел, а в 1743 г. был возобновлен уже в нынешнем Верх-Теченском селе, в 45 верстах от Далматовского. Служил местом ссылки для распространительниц раскола, а при Бироне ссылались туда и другие лица, удаление которых признавалось необходимым, напр. княжна Прасковья Юсупова, в монашестве Прокла. В 1920 г. монастырь был закрыт. А с 1995 г. Введенский женский монастырь вновь открыт 22 февраля 1995 года.

 

далматоваоСвято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Расположен в г. Далматово Курганской области. Наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Исторически своеобразной «визитной карточкой» зауральской земли считался Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, который до начала XX в. именовали «Золотыми вратами Сибири». К сожалению, в двадцатых годах XX в. монастырь был закрыт, а насельники изгнаны. Долгое время в стенах обители располагалось закрытое режимное предприятие «Старт» и охраняющая его воинская часть. За это время два главных храма монастыря — Успенский собор и храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» были переоборудованы под заводские цеха, а внутренняя территория беспорядочно застроена котельной, гаражами, новыми цехами и др. подсобными зданиями. В 1989г. завод «Старт» прекратил свою работу в стенах обители, была выведена и воинская часть. В том же году первой была возвращена Церкви сильно пострадавшая от «индустриализации» Скорбященская церковь, в которой и разместился Свято-Успенский приход г.Далматово, позже вновь преобразованный в монастырь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Определением Священного Синода от 6 мая 1992 г. был воссоздан Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь тогда еще Свердловской и Курганской епархии. Наместником был утвержден иеромонах Василий (Ожерельев) с возведением его в сан игумена. В данный момент наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В монастыре действует своя пекарня. В монастырской трапезной паломникам и нуждающимся странникам предоставляется пища, работает монастырская гостиница. При возможности монастырь старается снабжать нуждающихся одеждой и обувью.

 


Rb-8xD7oVtM_crСвято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.
Расположен в селе Чимеево Курганской области. Наместник — игумен Арсений (Поснов) — Благочинный монастырей и подворий.

Монастырь был преобразован из Казанского прихода в соответствии с Определением Священного Синода в 2002 г. В монастыре находится известный список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся многоразличными чудесами, проистекающими по молитвам перед ним. По благословению патриарха Алексия II Чимеевский список с иконы включен в православный месяцеслов. День празднования — 21 июля. Монастырь расширяется — на данный момент он имеет 1 деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, двухэтажный, двухпрестольный храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша (второй престол планируется освятить в честь преп. Александра Свирского), домовой храм в честь преп. Серафима Саровского, часовня на месте обретения чудо¬творной иконы, гостиницу для паломников на 60 человек с благотво¬рительной трапезной (за прошедший год в трапезной накормлено более пятидесяти тысяч человек), 4 дома, в которых располагаются Воскресная школа, швейная и художественная мастерские и хлебопекарня. В настоящее время подготовлена вся документация на строительство соборного храма в честь Казанской Чимеевской иконы Божией Матери, который будет так же располагаться на территории монастыря. В состав монастыря так же входят Михаило-Архангельский скит с.Житниково (каменный храм, построенный в прошлом столетии), подворье Чимеевского монастыря — храм в честь Семистрельной иконы Божией Матери с.Лебяжье (каменный храм, построенный в наши дни на средства председателя совета директоров ОАО Курганприбор-А — Муратова С.Н.). При монастыре имеется обустроенный Святой источник с целебной водой. Рядом с источником завершается строительство деревянной церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *