Культурно-познавательный туризм

Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. На территории Курганской области в любом районе можно организовать туристический маршрут с показом памятников культуры, искусства, архитектуры и археологии. В Зауралье насчитывается 1888 объект культурного наследия (памятники истории и культуры), из них: объектов археологии — 1173, объектов архитектуры и градостроительства — 269, объектов истории и монументального искусства — 446. К типичным памятникам археологии Зауралья относятся: поселения, городища, курганы, а к редким – святилища. Самая древняя стоянка охотников на мамонтов существовала в области 13 тыс. лет назад. Курганская область является одной из немногих территорий, по сравнению со степной и лесостепной частью Евразии, где сохранились «Царские курганы», достигающие в высоту до 10 метров. В качестве объектов археологического наследия, обладающих уникальным историко-культурным потенциалом, можно рассматривать святилище Савин – древнюю обсерваторию, с помощью которой люди эпохи энеолита могли измерять время и предсказывать сезонные изменения в природе. Объекты архитектуры и градостроительства можно разделить на две основные группы: объекты гражданского зодчества и объекты культового назначения. На территории Курганской области находится 8 объектов культового назначения, отнесенных к памятникам федерального значения: Спасо-Преображенский собор (г. Шадринск, 1777 г.); Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь (г. Далматово, основан в 1644г.); Николаевская церковь (г. Далматово, 1754 г.); Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Далматовский район, с. Першинское, 1820 г.); Церковь Иоанна Предтечи (Далматовский район, с. Широковское, 1748 г.); Церковь Трех Святителей (Шумихинский район, с. Карачельское, 1746 г.); Церковь Флора и Лавра (Щучанский район, с. Белоярское, 1771 г.); Церковь Троицкая (Юргамышский район, с. Таловское, 1828 г.).

кПомимо федеральных памятников, в области находится множество других требующих к себе внимания уникальных объектов религиозного строительства. Прежде всего, необходимо отметить объекты деревянного церковного зодчества – это Никольская церковь в селе Иткуль Каргапольского района (1911 г.), и Церковь Николая Чудотворца в селе Боровлянка Притобольного района (1884 г.). В храмовом строительстве Зауралья прослеживается разнообразие архитектурных стилей, своеобразно интерпретированных местными мастерами. Присутствуют элементы псевдорусского и романско-византийского в церквях сел Кушма (Шумихинский район), Крестовское (Шадринский район), Верхняя Теча (Катайский район), Гладковское (Притобольный район), элементы барокко и классицизма в церквях сел Бакланское (Каргапольский район) и Усть-Суерское (Белозерский район). Строительство церквей в Курганской области велось такими архитекторами, как Н.А. Юшков (храм Святого Александра Невского в Кургане, церковь в селе Давыдовское Притобольного района), Б. Б. Цинке (храм в селе Введенское Кетовского района,  церковь в селе Дубровное Лебяжьеского района), А. З. Басаргин (церковь в селе Митино Кетовского района), А. Пермяков (церковь в селе Елошное Лебяжьевского района) и другими. Особое значение имеет убранство церквей, часто многофигурные композиции, копии с картин известных художников (например, А. А. Иванова) — сохранились настенные росписи в селах Замараевское (Шадринский район), Ушаковское (Катайский район), Крестовское (Шадринский район). Так в Введенской церкви над росписями работал ученик В. М. Васнецова, знаменитого русского художника. Церкви имеют различную степень сохранности ограждающих конструкций и росписей. Многие храмы действуют, на других идут реставрационные работы, но большинство храмов заброшены и разрушаются под действием времени.

Культурно-познавательные экскурсии и туры по Курганской области

ООО «Бессонофф Трэвэл»,bessonoff-travel.ru, тел./факс +7 (3522) 607-555

Объекты архитектуры и градостроительства гражданского назначения в основном составляют историческое ядро городов Зауралья: Кургана, Шадринска, Далматово, Катайска и других.

Курган. В 1782 году Курганская слобода получает статус города. В 1786 году был утвержден первый план регулярной застройки Кургана с параллельными реке Тобол улицами и перпендикулярными переулками. К началу 19 века в Кургане были две широкие улицы, распланированные на кварталы, каждый из которых был разделен на одинаковые усадьбы. Практически все дома были деревянными. Каменные и полукаменные дома в один и два этажа стали активно строиться после сильных пожаров 1860-х годов, когда выгорело две трети города. Курган издавна, еще со времен Петра I, стал местом ссылки многих смелых и дерзновенных людей, светлых умов и талантов. С 1830 года в Кургане жили декабристы: Н. В. Басаргин, А. Ф. Бригген, И. Ф. Фохт, В. К. Кюхельбекер, М. М. Нарышкин, А. Е. Розен и другие. Дома трех последних, в настоящее время находятся под охраной государства и являются объектами культурного наследия федерального значения.

Город постепенно рос и развивался. В нем ежегодно проходили три ярмарки – Алексеевская, Дмитриевская и Рождественская — на которых продавались хлеб, сало, масло и невыделанные кожи. Особенно способствовало развитию города строительство транссибирской железной дороги. Курган становится купеческим городом. В нем появляются новые улицы и строения. До наших дней сохранились, в основном, каменные и полукаменные постройки второй половины 19 века. К ним, в частности, относятся: церковь Александра Невского, занесенная за свое изящество в Большую Британскую Энциклопедию, здания ремесленной школы (ул. Куйбышева, 2),   Союза Сибирских маслодельных артелей (ул. Куйбышева, 57),  винокуренного завода Смолина (ул. Куйбышева, 122), пивоваренного завода Гампля (ул. Горького, 3), усадьбы купцов: Дунаева (ул. Куйбышева, 46, 50), Березина (ул. Куйбышева, 59, 61), Смолина (ул. Куйбышева, 122), Пожарная каланча (ул. Куйбышева,62). Особого внимания заслуживает дом инженера Ф. Ф. Остапца, как типичная постройка в стиле «модерн», не имеющая аналогов на Урале, который расположен по адресу ул. Пушкина, 85. Памятью о революции и гражданской войне в Кургане стали памятники Ленину, Красину, Наташе Аргентовской, обелиск комиссарам в Городском саду.

С 50-х годов 20 века отмечается быстрый рост Кургана. Строятся новые микрорайоны, объекты социально-культурной сферы. Спроектированная и застроенная в тот период Центральная площадь стала памятником как градостроительный ансамбль. Сегодня Курган город, занимающий площадь более 390 км2, с населением около 322 тыс. человек.

Экскурсии по городу Кургану

Туристско-информационный центр города Кургана

640000, г. Курган, ул. Коли Мяготина, 134. Тел. +7 (3522) 45-42-53,

e-mail: turizm-cbs@yandex.ruvisitkurgan.ru

Курганский областной краеведческий музей

640000, г.Курган ул.Пушкина, 137, тел. +7 (3522) 46-60-53, gukokm.narod.ru

 

 

Шадринск. Шадринская слобода основана в сентябре 1662 г. русскими землепроходцами. В 17 веке поселение имело характерную для Древней Руси структуру – острог и посад с деревянными постройками и укреплениями. В 1712 г. Шадринск получил статус города Тобольского уезда и свой герб. Первый генеральный план города, утвержденный Николаем I в 1829 г., предусматривал прямоугольную сетку из 16 улиц, часть которой сохранилась до сих пор.

Шадринский уезд всегда считался земледельческим и снабжал Урал хлебом. Во второй половине 18 века в городе начинает бурно развиваться кустарная промышленность: строятся салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные и фарфоровый заводы.

С 19 века Шадринск превращается в купеческий город, славящийся ярмарками и базарами. В нем появляются крупные промышленные предприятия: прядильно-ткацкая фабрика, сельскохозяйственная мастерская, ректификационный завод и винные склады, открывается первый общественный банк, появляются здания. Старая архитектура уступает место новой, основанной на классицизме. В целом, можно констатировать, что наиболее ценные архитектурные памятники возникли в Шадринске на рубеже 19 – 20 веков.

В 20 веке начинается новый этап развития города – значительно увеличивается территория Шадринска, прежде всего за счет правобережья Исети. Бурная жилая и промышленная застройка не всегда укладываются в сложившиеся архитектурные традиции города, но он по-прежнему остается одним из примеров исторической преемственности.

Основными объектами культового назначения Шадринска являются: Спасо-Преображенский Собор (1777 г.), Николаевская (1866 г.) и Воскресенская (1880 г.) церкви. К памятникам городской архитектуры относятся: дом Фетисова (ул. Пионерская, 27, 18 век), здания: реального училища (ул. Михайловская, 79, 1914 г.), Клуба Общества взаимопомощи приказчиков (ул. Ленина, 136, 1910 г.), женской гимназии (ул. Розы Люксембург, 9, 1906 г.), ректификационного завода (ул. Михайловская, 58, 60, 1900 г.), пеньковый склад купца Мыльникова (ул. Февральская, 48, 50, ок. 1900 г.). Также стоит отметить бывший дом А. П. Ночвина (ул. Ленина, 102), решенный в русле «новой» архитектуры, являющийся одной из немногих подобных построек на Урале.

В городе много памятных мест, связанных с революцией, гражданской и Великой Отечественной войной. К ним, в частности, относятся могила Черемисина, а также памятники погибшим  в годы гражданской войны в Сквере Революции, обелиски на могилах воинов Великой Отечественной войны, умерших в госпиталях от ран. Шадринцы изучают и бережно хранят историю своего города, заботятся о сохранении его культурного наследия.

В настоящее время территория Шадринска составляет около 173 км2. Город является вторым по величине в Курганской области, численность его населения составляет около 75 тыс. человек.

Экскурсии по городу Шадринску

МБУ «Шадринский краеведческий музей им. В. П. Бирюкова»

641800, г. Шадринск, Курганская область, ул. Свердлова, 41,

тел. +7 (352-53) 6-01-77, 9-01-37

e-mail: museum@shadrinsk.net, museum.shadrinsk.net

 

Далматово. История возникновения города неразрывно связана с Далматовским Свято-Успенским монастырем. Его основателем стал бывший воин, монах Далмат (в миру Дмитрий Иоанович Мокринский). В 1644 году монах вырыл пещеру около родника у подножия высокого берега, называемого Белым Городищем и стал отшельником. Вскоре к Далмату стали стекаться верующие, и постепенно обитель обросла постройками. После очередного пожара в 1707 году началось возведение каменной Успенской церкви, в 1713-м – каменных монастырских стен и башен. В основном облик Далматовского монастыря сформировался к середине 18 века. В его архитектуре получили своеобразное преломление традиции каменного зодчества Москвы, волжских городов, северных областей Центральной Руси.

Далматовская обитель стала центром духовного просвещения и образования в Сибири. С 1816 года здесь действовало Далматовское духовное училище. Среди его выпускников множество выдающихся личностей: настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин); изобретатель радио А. С. Попов; домашний учитель Лермонтова, поэт, профессор словестности и красноречия А. Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, просветитель, археолог и писатель А. Н. Зырянов и многие другие.

В первые годы советской власти монастырь был закрыт. Вплоть до 1992 года в бывшем монастыре располагался завод «Молмашстрой» (позднее «Старт»). По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Далматовский Успенский монастырь стал возрождаться.

В 1781 году село Николаевское, образовавшееся вокруг монастыря, получило статус города и имя его основателя. В 1797 году Далматовский уезд ликвидируется, а город превращается в заштатный поселок, которым и остается вплоть до начала XX века. С 1947 года Далматово — вновь город в составе Курганской области, с населением около 13 тысяч человек.

Кроме возрождающегося монастыря в Далматово сохранились Николаевская церковь (ул. Советская, 162) и около 120 памятников архитектуры 19 века, в основном купеческих домов. В городе есть аллея памяти и обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсии по городу Далматово

МКУК «Далматовский краеведческий музей»

Курганская область, г. Далматово, ул. Энгельса, 7,

тел. +7 (352-52) 3-15-24

e-mail: muzei@dalmatovo.ru,  musey.dalmatovo.ru

Куртамыш: Куртамышская слобода основана крестьянином Окуневского острога Антоном Афанасьевичем Лоскутниковым 15 июля 1745 года. Все поселение было огорожено частоколом из заостренных бревен, а дополнительно для защиты поселенцев от киргиз — кайсаков сюда была прислана рота солдат с двумя сигнальными пушками. Все поселение к началу 60-х годов XVIII века было не более 300 саженей в длину и 150 в ширину. В 1753 году в Куртамыше была построена деревянная церковь, которая сгорела полностью через 50 лет. Набожность и самолюбие прихожан не позволяли им оставаться без церкви, и в 1804 году началось строительство новой каменной церкви, а уже в 1808 году Петропавловская церковь начала действовать. Сегодня это здание является самым старым каменным зданием в городе и районе, как архитектурный памятник, оно охраняется государством. В этом году храму Петра и Павла исполняется 200 лет. С давних пор Куртамыш, расположенный на пересечении торговых путей, был широко известен как торговое село. Торговля кипела на базарной площади у стен Петропавловской церкви и на ярмарках, которых в течение года было пять. В Крещенскую ярмарку проходил большой конный торг, где бывали покупатели даже с Волги и из Средней Азии. Перед революцией в Куртамыше проживало около 150 торговцев, они ездили за товарами на ярмарки в Ирбит, Крестцы Пермской губернии, а также в Москву и Нижний Новгород. Большую роль в развитии торговли играли местные промыслы и ремесла. К концу XIX века в Куртамыше было 6 маслобойных заводов, 23 пимокатных мастерских, 21 кузница, 1 столярная мастерская, 5 гончарных, 23 кирпичных и другие промышленные заведения. В селе Куртамыш всегда находили хороших портных, обувщиков, часовщиков, овчинных дел мастеров. В селе работал пряничный цех Попова, переплетная мастерская Комарова, типография Лебедева. Среди прочих производств выделялись мельницы, в Куртамыше было 19 ветряных, 3 водяных, 2 паровых мельницы. Действовало торговое представительство кампании «Зингер». И сегодня многие традиционные промыслы и ремесла сохраняются и живут. В 1756 году Куртамыш стал центром дистрикта. Среди населенных пунктов выделялись села: Долговское, Обанинское, Нижневское, Каминское, Косулинское, Костылевское. Первая мировая война и Октябрьская революция изменили жизнь куртамышан. В это время выдвинулся легендарный начдив Красной Армии Н.Д. Томин, имя которого носит Куртамышский краеведческий музей. С 1924 года существует Куртамышский район, а в 1956 году Куртамыш получил статус города. Территория современного города составляет 9488 га. Население 17 тыс. человек. В годы ВОВ шестеро куртамышан удостоены звания Героя Советского Союза: Г.А. Борисов, Т.Я. Бояринцев, И.Н. Васильев, Г.Н. Зубов, И.Н. Лоскутников, А.Г. Матвиенко. Куртамышская земля дала немало писателей и поэтов: А.К. Югов, Р.З. Кочегин, Н.А. Глебов, В.Е. Малков, А.М. Смирнов и другие.

Экскурсии по городу Куртамышу

МКУК «Краеведческий музей им. Н.Д.Томина» 

Курганская область, г. Куртамыш, пер. Нижний, 5, тел. 8 (35249) 2-19-90

e-mail: muz.bat@yandex.ru, muztomina.ucoz.org

Безусловно, охватить всё культурное наследие Зауралья достаточно сложно, не все объекты находятся под государственной охраной, но тем не менее некоторые из них представляют интерес своей уникальностью: усадьба Шмурло (с. Красный Уралец Юргамышского района) – представляющая собой уникальный образец сельской усадьбы в Зауралье; достопримечательное место «Дача» К. Д. Носилова «Находка» (д. Боровая Шадринского района), которая связана с жизнью и деятельностью К. Д. Носилова путешественника, этнографа, географа и писателя; комплекс Ивинской мельницы (с. Кипель Юргамышского района) живописно раскинувшийся на берегу р. Юргамыш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *